logo
  • График работы: пн-пт 8.30 - 17.30
  • по адресу: г. Омск, пр. Губкина 13/1, помещение 202
  • +7(3812) 697-570

В политехе придумали многозадачный двигатель для космических аппаратов

Улучшить характеристики малых космических аппаратов и создать маневрирующие орбитальные группировки спутников позволят спроектированные в России двигательные установки, считают в омском техническом университете. Результаты исследования опубликованы в ряде научных изданий, например, в журнале «Динамика систем, механизмов и машин».

Малые космические аппараты (МКА) могут весить от одного до 500 килограммов. Они используются для широкого круга научных и прикладных задач, в частности, для дистанционного зондирования Земли, космического мониторинга и других, рассказали в Омском политехе.

 

Такие аппараты работают на низких околоземных орбитах, где велико влияние земного притяжения. Поэтому для их поддержания и должного функционала МКА необходимы соответствующие двигательные установки.

 

Для последних особенно значим запас характеристической скорости, то есть той, которая необходима для совершения различных маневров. Не менее важно учесть в конструкции достаточный топливный резерв, малое энергопотребление и небольшие габариты двигателя, пояснил старший преподаватель кафедры «Авиа- и ракетостроение» ОмГТУ Антон Лукьянчик.

 

«Наиболее эффективными двигательными установками в области МКА массой от 1 кг до 500 кг являются электротермические (электронагревные) импульсные. С использованием многоцелевого метода структурного проектирования нам удалось разработать конструкцию двигательной установки с рядом преимуществ. При этом саму конструкцию можно легко изменять в зависимости от задач спутника», – добавил он.

 

К примеру, автоматика, электроклапаны, микродвигатель остаются неизменными, а топливная система в виде бака и трубопроводов комплектуется под конкретные цели. Это и обеспечивает больший запас характеристической скорости для орбитального маневрирования. Также благодаря ряду инженерных решений возрастает надежность, снижается масса, уменьшается время создания двигательных установок, продолжил Лукьянчик.

 

Сейчас в качестве топлива для двигательных установок используются различные фреоны, изобутан и другие вредоносные для человека газы. Вместе с тем исследователями ОмГТУ предложена конструкция, которая может работать на полностью безопасной для человека спирто-водяной смеси.

«Спирто-водяная смесь поступает из топливного бака в элементы автоматики и попадает в микродвигатель. Он состоит из большого числа газовых каналов и нагревателя. При подаче напряжения микродвигатель разогревается, топливо испаряется, образованный пар перегревается и создает силу тяги», – конкретизировал Лукьянчик.

 

Ученый обратил внимание, что необходимые комплектующие для создания опытных образцов двигательной установки были получены университетом в конце 2022 года в рамках программы «Приоритет 2030». Сейчас специалисты занимаются их сборкой. А уже к концу текущего года они планируют провести испытания в вакуумной камере.

  • Администрация сайта
  • 28 Июня 2023
  • Просмотров: 230